Выбор – за вами
Наступил июль – время очередного ежегодного повышения тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию. Это стало для нас обычным и привычным. Здесь большинство пользователей интересует вопрос: «На сколько повысятся тарифы?» Однако нынешний год наряду с плановым повышением тарифов на 10,4 % (это касается Казанского района) принёс значительные изменения и в формирование тарифной политики. Так, например, с марта жители многоквартирных домов начали производить оплату таких услуг, как вывоз твёрдых бытовых отходов и вывоз жидких бытовых отходов из расчёта с одного квадратного метра общей площади квартиры. Чем вызваны такие изменения? Журналист Леонид Андреев попытался выяснить это в беседе с заместителем главы администрации Казанского муниципального района Алексеем Дмитриевичем ФАЛЬКОВЫМ.
– Уровень муниципалитетов – это ведь уровень исполнения законодательных актов и решений, принятых вышестоящими органами государственной власти?
– Вы правы. В данном случае мы привели размер взимаемой платы за оказание данных услуг в соответствие с российским законодательством. Поэтому все возникающие вопросы нужно задавать разработчикам законов.
– Но есть вопросы, решение которых находится в компетенции муниципальных органов. В последнее время в районном центре стали расти кучи бытовых отходов вокруг мест установки контейнеров, предназначенных для их сбора. А поскольку большинство этих контейнеров было установлено на обозримых с проезжей части улиц точках, это стало предметом негативных суждений и разговоров. Сейчас положение частично выправилось. Контейнеры установлены во дворах многоквартирных домов, подальше, как говорится, от посторонних глаз. Ими стали пользоваться в основном жители многоквартирных домов. Но ведь ими пользовались не только они. Вот и я, например, раз в неделю ходил с ведёрком к ближайшему контейнеру и был уверен, что ничего противоправного не совершаю. Ведь в квитанции на оплату коммунальных услуг у меня была прописана графа: «Утилизация ТБО». Оказалось, что утилизация – это не вывоз, а нечто другое. И пользовался я контейнером незаконно.
– Вы затронули серьёзную тему во взаимоотношениях МУПЖКХ и населения. Контейнеры для сбора ТБО изначально и предназначались для многоквартирных жилых домов. Но постепенно, вольно или невольно, ими стали пользоваться и другие люди.
– Да, я сам был очевидцем того, как из багажников легковых машин их владельцы выбрасывали пакеты с мусором. И что?
– Количество таких пользователей увеличилось настолько, что не стало хватать контейнеров. Поэтому появились и завалы вокруг них. Причём пользуются контейнерами, выражаясь модным нынче словом, на халяву.
– Бесконтрольные бытовые отходы – это как вода на асфальте. Сметёшь с одного места – она появится в другом. Что делать мне, другим жителям райцентра? Извините, но ходить с ведёрком на полигон – глупо и далеко. И потом, проблема одного человека, как правило, перерастает в проблемы общества, что подтверждают несанкционированные свалки вокруг наших сёл и деревень.
– Во-первых, в беседе с Вами мне хотелось бы призвать к порядочности, патриотизму в конце концов жителей нашего райцентра. Но прислушаются ли люди к этим моим словам? Надо чётко понять, что время халявщиков безвозвратно проходит. Мы, я имею в виду муниципальную власть, найдём формы и методы борьбы с теми, кто нарушает закон. Что касается законопослушных граждан, то МУПЖКХ предложил свой вариант предоставления услуги по вывозке ТБО. Нужно прийти в офис предприятия, заключить договор, обговорить условия – и всё. ТБО можно упаковать в полиэтиленовый пакет, который к определённому времени нужно поставить на обочину проезжей части улицы. Можно несколькими семьями скооперироваться и установить собственный контейнер. Вариантов много. К этому хочу добавить то, что вывоз твёрдых бытовых отходов для МУПЖКХ не входит в перечень обязательных услуг, предоставляемых населению.
Теперь – о вывозе жидких бытовых отходов. Да, стоимость услуги значительно возросла для отдельных категорий жильцов. Но почему надо пользоваться услугами только МУПЖКХ? В районной газете есть объявления других лиц о предоставлении подобной услуги. Соберите общее собрание жильцов, обсудите ситуацию, примите решение. Всё в ваших силах.
– Вы считаете, что такое возможно?
– Почему считаю? Жители одного из многоквартирных домов по улице Октябрьской на общем собрании отказались от подобной услуги МУПЖКХ. При этом не надо забывать, что, помимо выгребной ямы и автомобиля, существуют ещё и подводящие сети. И они, к сожалению, не вечны. И их кто-то должен обслуживать.
– Любые нововведения предусматривают определённую цель. Понимаю, что в первую очередь решаются определённые экономические задачи. А что ещё?
– Нам надо выстраивать цивилизованные рыночные отношения между производителем и потребителем услуг в сфере ЖКХ. Это действительно первостепенная экономическая задача. Но мы должны одновременно приучить потребителя к рациональному и бережливому отношению к предоставляемым услугам. Ведь ни для кого не секрет, что часть затрат на их производство, а также на содержание инфраструктуры отрасли до сих пор ложится на плечи государства.
– Серьёзным вопросом для жителей опять-таки многоквартирных домов стало их вступление в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. На мой взгляд, это одна из самых крупномасштабных, значимых и долгосрочных акций. Создание фонда и его функционирование как системы снимет большинство накопившихся проблем во взаимоотношениях производителей и потребителей услуг. Но, как всегда, у непосредственных участников этой программы возникает множество вопросов: « А не улетят ли наши денежки неизвестно куда? А если я не доживу до вашего ремонта? А если я намерен продать свою квартиру?» И так далее.
– Вопросов, действительно, много. Чтобы ответить на них, придётся, наверное, не раз выступать на страницах газеты, по телевидению, радио. Сейчас могу сказать только одно: решить задачи, заложенные в программе, возможно только совместными усилиями государства и граждан, участвующей в ней.
Фото Л. Новиковой