Опубликовано на: Сб, Янв 10th, 2015

Там, где драконы не страшны

Поделиться этой

В воскресный день, 21 декабря, епископ Ишимский и Аромашевский Тихон  совершил чин Великого освящения храма Святителя Николая Чудотворца в селе Казанском. Многие в связи с этим событием недоумевали: «Зачем освящать храм, который наверняка уже освящён, ведь в нём совершается литургия?» или «Как же тогда до сих пор совершали богослужения в неосвящённом храме?»

 

Велико значение освящения

Чин освящения храма в собрании его прихожан совершает Владыка Тихон

Чин освящения храма в собрании его прихожан совершает Владыка Тихон

Обычай совершать Великое освящение имеет давнюю историю.  Во времена гонений христиане  не могли освящать храмы так открыто и торжественно, как это происходит сегодня, но строились они обычно над гробами мучеников, чем уже освящались. И даже когда гонения  прекратились, христиане не хотели забывать, что Церковь утвердилась кровью мучеников за Христа, и продолжали строить храмы над их гробами. Но поскольку число  храмов быстро росло, а не везде были гробницы мучеников, то со временем в новые храмы стали привозить частицы мощей и закладывать их под престолом (местом, на котором за Божественной литургией  приносится бескровная жертва ото всех и за всех людей преложением хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утвердился обычай освящать место совместной молитвы христиан положением в церквях мощей и епископским благословением.

С увеличением количества церквей епископы уже не имели возможности освящать все храмы и освящали только престол или его верхнюю доску, а освящение здания предоставляли священникам. Но, когда не было возможности архиерею освятить престол храма, он освящал его  антиминс (с греческого это слово переводится как «вместопрестолие»). Антиминс – лежащий в алтаре на престоле четырёхугольный плат со  вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика. Одновременно он является также и «документом», разрешающим совершение литургии, на нём стоит подпись епископа.

Именно на освящённом антиминсе совершалась литургия и в нашем храме, и, тем не менее,  храм после постройки необходимо  было освятить великим освящением. Это имеет  глубокое сакральное значение.

Как человек в таинствах крещения и миропомазания освящается, становится совершенно новым человеком – христианином, так и здание становится храмом, местом особого присутствия Божия на земле, только после его освящения. Недаром этот чин называется ещё «обновлением» храма: через древние молитвы и обряды здание становится святым, а потому совершенно иным, новым. Человек, храм нерукотворённый, и храм, сотворённый его руками, становятся Его жилищем, поэтому многое при освящении храма делается подобно тому, что совершается при освящении человека.

Как человек при крещении опускается в освящённую воду, после чего облачается в белую одежду, помазуется миром, так и главное место храма, святой престол, омывается, облачается в одежды и помазуется миром. И не только престол, но и весь храм окропляется святой водой и помазуется миром при освящении.

Никольский храм: вчера и сегодня

После Божественной литургии отец Вадим подарил Владыке книгу о святителе Николае

После Божественной литургии отец Вадим подарил Владыке
книгу о святителе Николае

Поскольку значение такого события в жизни храма и его прихожан столь велико, подготовка к нему ведётся задолго. В храме Святителя Николая по этому поводу была проведена предпраздничная уборка, прихожане организовали специальную фотовыставку, посвящённую жизни храма. Ему в следующем году исполняется всего пять лет, но церковно-приходская жизнь благодаря стараниям казанского пастыря иерея Вадима Овчинникова деятельна и кипуча.

Помимо самого главного – литургического и молитвенного  делания – верующие Никольского прихода принимают активное участие в жизни своей малой родины, в частности,  в социальном служении и благотворительных акциях, в воспитательной работе с подрастающим поколением. При приходе вот уже несколько лет действует воскресная школа, в которой работают опытные и одарённые педагоги. У прихода храма есть свой сайт, фиксирующий церковную летопись в электронном формате. Два года подряд журналисты газеты «Наша жизнь», вдохновляемые событиями из жизни казанского храма и благословением отца Вадима, привозят первые места с епархиальных конкурсов «Православие и СМИ». И наверняка  это не просто так, ведь именно корреспонденты и редакторы казанской районки  были среди первых активистов, около пятнадцати лет тому назад задумавших и поэтапно проводящих в жизнь благую идею строительства в районном центре большого православного храма.

Вот как об этом времени вспоминает бывший староста казанского храма Валентин Васильевич Латышев:

 – До 1999 года не было у казанских верующих даже места, чтобы «голову преклонить». Шутили, что православный люд села Казанского в «Космосе» молится (так назывался местный кинотеатр). Службы проводил отец Сергий Глухарев из Бердюжья и отец Михаил Денисов из Ишима. Литургию совершали в здании управления соцзащиты, в районном доме культуры. А потом, когда образовали православную общину, переговорили с главой района Ильёй Васильевичем Денисовым, и нам отдали здание бывшего «Дома охотника и рыбака».  Там не было ни окон, ни дверей. Отремонтировать ветхий домик нам помог предприниматель Гиви Борисович Вашакидзе. Три КамАЗа мусора мы тогда оттуда вывезли. Приехал отец Максим (ныне епископ Елецкий и Лебедянский), освятил нам маленький домовой храм. А потом после долгих мытарств началось строительство Никольского храма.

Хождения верующих по инстанциям и дебаты на тему «строить – не строить» прекрасно описаны одной из старейших прихожанок Валентиной Тимофеевной Бульба. Её заметки можно сегодня прочесть на официальном сайте храма в разделе «Вчера и сегодня» – «Летопись».

 

Святое место

Но вот все эти мытарства, похоже, закончились, и в свежепобеленном, «умытом» святой водичкой храме, на его освящённом престоле при большом  скоплении верующих епископом Тихоном совершена Божественная литургия.  После окончания священнодействий Владыка обратился к собравшимся с поздравлением:

–  Сегодня особый день, который войдёт в историю богоспасаемого села Казанского как день, когда произошло Великое освящение вашего храма. Храм – это дом Божий, Небо на земле. Это место, где человек соединяется с Богом, дабы получить благословение на добрые дела и получить спасение душевное и телесное. Ибо без Бога «не можете творить ничесоже». Как наша жизнь в полной мере начинается с таинства крещения, когда человек получает благодать Святого Духа, так и здесь ныне совершилось таинство для спасения каждого, приходящего в этот храм.

Сам Господь сказал: «Всякого приходящего ко Мне не изгоню вон», и мы надеемся, приходя в храм Божий, что Он простит нам наши грехи, дарует нам всякую милость и благодать – уже здесь, живущим на земле. Наши благочестивые предки всю свою жизнь проводили вокруг храма. Начиная с таинства крещения, живя неотрывно от молитвы, исповеди и причастия, и прощаясь с земным миром, когда их уже приносили на отпевание в храм.

Храм этот освящён в честь святителя Николая Чудотворца, который особенно любим христианами. Каждый притекающий к нему с верой и любовью и в болезнях, и в лихолетье обязательно получает помощь. Этот великий угодник и наш перед Богом заступник – святой покровитель села Казанского. Прибегая к нему, будем верить, что получим просимое, и это село будет стоять, а паства храма – умножаться.

Пользуясь благоприятным случаем, Владыка поблагодарил за труды   клириков храма иерея Вадима Овчинникова и дьякона Илью Семикова, а за труды на ниве церковного служения владыка наградил отца Вадима патриаршим знаком «К  700-летию святого Сергия Радонежского».

Казанский настоятель, в свою очередь, поблагодарил за старания по созиданию и благоукрашению храма всех в нём потрудившихся и, конечно, тут же напомнил им  о самом главном Устроителе – Господе нашем Иисусе Христе. А ещё поделился рассказанным ему некогда одним из прихожан сонным видением. Тому приснилось, что его преследовал дракон, и он, чтобы спастись, забежал в тогда ещё недостроенный храм. И дракон не смог туда попасть. Вот какую благодать даёт Господь храму Божиему – прибежищу от всякого зла в нашей жизни и месту соединения с добром, которое называется кратким и спасительным словом – Бог.

 «Сегодня часто приходится слышать слова: «Зачем нужны храмы, лучше бы построили несколько новых домов или квартиры, лучше бы помогли детскому дому или больнице»,  – с болью сказал один православный епископ. –  Но нужно прекрасно понимать, что храм – это не просто красивое здание, это место, вокруг которого и начинается христианская жизнь. И если прихожане начинают жить духовной жизнью и объединяться вокруг храма, то через какое-то время у них появится желание и стремление строить также дома, помогать больным, поддерживать своих родных и близких, потому что Христос призывает человека к любви, миру, согласию. Когда человек приходит в храм, он встречается с Божественной любовью, которая зажигает его сердце. Человек несёт этот свет благодати своим близким и дальним, и жизнь начинает меняться».

 

Екатерина Терлеева

Фото автора