Опубликовано на: Пт, Окт 28th, 2016

Этот забытый храм Русь нам оставила

Поделиться этой

Русь православная оставила нам  много храмов по всей необъятной России. С того самого 988 года, когда Господь благословил князя Киевского Владимира крестить свой народ, начинается строительство церквей. Ведь православный храм – есть дом Божий, Небо на земле, училище благочестия и веры. Любой храм – это место присутствия  Бога на земле. Но в первую очередь церковь занимается воспитанием и наставлением верующих на путь истинный.

Полуразрушенный храм Рождества Христова в селе Афонькино

Полуразрушенный храм Рождества Христова
в селе Афонькино

Конечно, первые храмы были построены в стольном Киеве:  храм Василия Великого и Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная).  XI век в древнерусской архитектуре  – это эпоха «трёх Софий»:  Киевской, Новгородской и Полоцкой. С Премудрости Божией началось строительство нового христианского общества на  недавно ещё языческих землях.

Количество храмов и церквей умножалось при  детях и внуках  Ярослава Мудрого.  И поплыл колокольный звон над Русью. Границы государства расширялись, строились новые города,  и в них, конечно, возводились храмы.  История удельных княжеств закончилась образованием Московского царства, а после освоения Сибири государство Российское получило статус империи.  И теперь уже от холодного  Белого моря до Тихого океана православные храмы стали появляться не только в каждом городе, но и  почти в каждом селе. XIX век стал золотым веком храмостроительства по  всей  Сибири.

Наверное,  в городе храм построить немного легче, чем в селе, всё-таки горожане – люди более состоятельные, да их и больше.  Городские храмы строились в основном купцами или богатыми меценатами. Сельским жителям приходилось «затягивать потуже пояса», чтобы собрать нужное количество денег для строительства. И строилась церковь не сразу и  не в один год. 

Например, в нашей сибирской глубинке, в селе Афонькино, церковь Рождества Христова  строилась  около 10 лет.  Были даже построены печи для обжига кирпичей.  Не сразу жители села решились на такое серьёзное дело – постройку храма. В семи километрах от них, в селе Ильинском, уже стояла церковь в честь Ильи-пророка. Афонькинцы были приписаны к этому храму.  И всё бы ничего, да вот только во время разлива реки Ишим  дорога туда была закрыта. Для воцерковлённого человека, а таковыми в XIX веке были все, невозможно было прожить без литургии даже одно воскресенье. Отношения с Богом были самыми серьёзными. Жили от рождения до погребения  с молитвой на устах. Заповеди Господни соблюдались всеми.  В народе так и говорили: «Без Бога ни до порога». 

Строительство церкви началось в 1870 году при участии назначенного на приход выпускника Тобольской духовной семинарии молодого  священника Иакова Карпова. Подряд на строительство выполнил Стефан Волков, крестьянин села Гогина Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Вот аж откуда выписала община мастера-строителя!    С помощью Божией храм был построен, и какой храм!  Единственный на всю округу по величию замысла и по размерам вместимости, красивый и  величавый.  Другим он и быть не мог, потому что посвящен был Сыну Божиему, Его Рождеству, Его Воплощению. Без сомнения,  невыразимым счастьем и огромной любовью было наполнено сердце каждого  стоявшего в храме  сельчанина  на  первой службе после освящения в 1880 году!  Самый счастливый соборный год для  всех жителей села  –  у них теперь есть свой храм.  О плохом не думали, жили мудро, размеренно.

Но в 1917 году, зародившись где-то в Европе, идеи марксизма  пронеслись  чёрной чумой на  пулемётной  тачанке  по  России, сметая и разрушая всё на своём пути. Началось страшное семидесятитрёхлетнее  владычество безбожия.  Но и сейчас, хотя прошло уже   тридцать лет после падения той  власти,  Россия и её народ с большим трудом  осознают пагубность отказа от Бога, Творца, Создателя.

Премудрость Божия была отвергнута, человек восхитился своим умом-разумом, построил новую жизнь,  стараясь всеми силами стереть с лица земли присутствие Бога. Да вот только Бог оказался сильнее и человека,  и любой техники. Не дал до конца исполниться разрушению.

Стоят эти храмы-«отказники»  по всей стране. Один из них и  в нашем  селе Афонькино – невыносимо горько  смотреть на деяние рук человеческих. Храм  стоит как  Сам Христос на голгофе – оплёванный, побитый, раздетый. «И делили одежды Его, бросая жребий» (Лк. 23: 34) и разделили:  унесли окна и двери, крышу и пол, все три крыльца. Стены не могли унести –  били их,  чем попало. И, наверное, тоже кричали как те, распинавшие Христа: «Спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий» (Мф. 27: 40). Их уже нет, но до сих пор стоит Его Дом, как укор. Как надежда, что покаемся. Конечно, Господь наш Иисус Христос многотерпелив и многомилостив. Все эти ужасные годы Он просит за нас: «Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Без малейшего сомнения Господь нас простит и помилует, нужно только обратиться к нему  с молитвой, полной покаяния и горячей любви. Почему мы должны принести покаяние и молиться? Потому что нам жить. И нашим детям.

Дорогие наши братья и сёстры, жители села Афонькино, мы, прихожане Казанского Никольского храма, предлагаем вам свою посильную  помощь. Несомненно, участие в общих молитвах и просто физическую помощь по уборке внутри храма и на прилегающей территории. Господь обязательно услышит наши совместные молитвы. Увидит слёзы покаяния в наших сердцах и даст всё, что нужно для полного восстановления храма Своего Единородного Сына.

В первый наш братский молебен не забудем склониться до земли в поклоне благодарности: всем вашим прадедушкам и прабабушкам, подарившим  и сохранившим своим потомкам такой храм;  мастеру-строителю  крестьянину Стефану Волкову; первому, ещё очень молодому, священнику Иакову Карпову;  его сыну, отцу Гавриилу, расстрелянному в 1938 г. в г. Ишиме по приговору «тройки» (за таким приговором  всегда стоит стойкость веры,   непоколебимость убеждения в спасительный промысел Божий и безграничная любовь к Создателю); Гиви Борисовичу Вашакидзе,  новой крышей спасшего храм от дождя и снега. 

С любовью, надеждой  и верой обращаются к вам ваши братья и сестры во Христе.

О своих намерениях, желании оказать посильную помощь можно сообщить автору лично или по телефону   Казанского храма   4-29-55.

Надежда Орляк

с. Казанское

Фото Валерия Медведева

Об Авторе