Опубликовано на: Вс, Июл 27th, 2014

Обретение Креста

Поделиться этой

Воскресным днём двадцать девятого июня был освящён поклонный крест над Большой Ченчерью и окрестными весями.  Теперь оттуда, с пригорка, он освящает жизнь

Ченчерское крестовоздвиженье должно войти в новейшую историю села

Ченчерское крестовоздвиженье должно войти в новейшую историю села

этого восточного уголка нашего района. Как сто лет назад освящали её другие кресты – кованые, железные – с голубиной  высоты голубенького сельского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы ченчерских, покровских, вознесенских христиан…

«История нашего села такая же, как и история всей России-матушки», – горько и будто стесняясь таких фактов нашей общей истории, как разор храмов, выступил перед односельчанами глава Большеченчерской сельской администрации Александр Викторович Кох. Собравшиеся немногочисленные земляки внимали ему, потупив согласно взоры, – присутствовали ведь на знаменательном событии грамотные люди, с огромным стажем и жизненным опытом, большинство – пенсионеры, бывшие комсомольцы, партийцы. Как отрадно было видеть, что эти люди не постеснялись прийти сами и привели внуков, не побоялись креститься во время богослужения и оказались выше предубеждений и агитпропа, которые зачастую и приводят к разрушению и вражде.

Храм Покрова Божией Матери оставили наши предки-ченчерцы в тридцать четвёртом году двадцатого века. В марте 1970-го, почти сразу после организации здешнего совхоза, начали ломать церковные купола и перестраивать крышу под будущую МТМ. Притащили в помещение станки. «А некуда было больше, – объясняют очевидцы происшедшего почти полвека назад.

Местное население никто особо не спрашивал, да и не смутил их тогда столь прагматичный подход: к тому времени люди уже привыкли, что церкви нет и не будет. Ещё в 1963-м с заброшенного здания сбросили кресты. Виктор Лещёв, уроженец деревни Старая Ченчерь, до сих пор помнит, как это происходило. Ещё бы, ведь он тоже таскал порушенные кресты вместе с другими парнями к дому  сельсовета, находящегося неподалёку. «Да там они, наверное, и до сих пор, в земле!» – предполагает Виктор. К слову, в его семье долго хранились иконы, спасённые благочестивыми  бабушками из разрушенной церкви. Очень жаль, но при переезде образа потерялись.

Совсем недавно место, где раньше был храм, опознавалось лишь по остаткам фундамента и обгорелых брёвен, ушедших в землю. Рядом всё ещё торчат осыпающиеся зубья развалин совхозных гаража и котельной – построек более позднего времени – времени  расположившейся в церковных стенах МТМ, которая сгорела по неизвестным причинам в восьмидесятом году.

Теперь сакральная площадка заботливо огорожена невысоким заборчиком из штакетника, а посреди ограждения возвышается деревянный крест. Как оказалось, навёл здесь порядок житель Малой Ченчери Павел Ильич Галганов. Он уроженец деревни Вознесенки, дорога в которую пролегает аккурат мимо святого места. «Как ни проезжаю тут – скот пасётся, пастух на пригорке рядом отдыхает. Это разве допустимо? Будто камень на душе у меня лежал всё время. А теперь – облегчение. Серьёзно», – объясняет Павел Ильич и упирает на то, что в этом добром деле был не одинок. Стоило только задумать, обратиться в сельскую администрацию, как ему выделили штакетник, деревянные прожилины. «Я работал не один, – утверждает он, – помогали люди. Как могли, так и сделали». Сделали дело и увенчали крестом.

«Когда освящается храм, к нему приставляется ангел Божий, который стоит на этом месте до скончания века, – обратился после совершения чина освящения со словами проповеди к ченчерцам настоятель казанского прихода отец Вадим. – Храма долго уж нет, но ангел присутствовал здесь все эти годы, оплакивал и наверняка молился, чтобы на этом месте кто-то что-то начал бы делать. Молитва ангела была услышана, и через дело рук неравнодушных людей поставлен крест. Крест есть в жизни каждого человека. И он несёт его по воле Божией. Между тем именно крест – это знамение победы над смертью. Злом. Грехом…». Люди внимательно слушали: приезды священнослужителя в эти места – вещь нерядовая. Батюшка понимает это и рассказывает, пользуясь случаем, евангельскую историю о распятых с Христом разбойниках. Говорит про стяжание Царства Небесного через крестоношение. И про церковь – святое место, соединяющее Небо и Землю. Упоминает Новоалександровский храм, который тамошние жители из переселенцев принесли за собою через тысячи километров, берегли, но не устерегли. Не уберегла свою и Ченчерь.

  Но человек отныне до века не может устроить свои дела без Бога. Когда глава администрации предлагает «облагородить» огороженную площадку, засадив её деревцами, батюшка осторожно намекает, чтобы место всё-таки оставили под...часовню? Или будущий храм? Осталось найти не менее инициативных ченчерцев, которые могли бы для начала поставить сруб. А если совсем уж для начала – неплохо бы возродить в Ченчери православную общину. И совместную молитвенную жизнь. Открою секрет: с этого и начиналось возрождение славных ныне православных обителей.

 Здешние мужики воодушевлены, уверяют, что вполне цел и крепок фундамент. Только копнуть – и… «Желток ведь добавляли! Вот и крепкий», – говорит  Виктор Акимович Латынцев, бывший ченчерский глава администрации, и показывает, где был в храме вход, через который в советское время зерно завозили (в церкви размещался и склад). А до этого… Через северные ворота выносили покойников после отпевания  – на холме рядом с храмом по обычаю простиралось деревенское кладбище, где хоронили почивших жителей окрестных деревень. Когда пошла мода на целину в пятидесятых, старый погост распахали и засеяли. Говорят, председателя вызвали в район, пожурили, на том дело и кончилось.

 Виктор Акимович рассказывает это, так как знает историческую подноготную своей малой родины от и до, в годы жизни храма прошло его пионерское детство. А вот крестился он совсем недавно: в Тобольске два года назад. «У батюшки спрашиваю: «А не поздно?» Но он говорит: «То не ваша вина. Главное, сейчас вы пришли осознанно».

Екатерина Терлеева

Фото автора

P.S. Рассказ об истории созидания и разрушения ченчерского храма можно прочесть на сайте казанского прихода по адресу: www.kazanskoe-nikolay.ru  в рубрике «Время собирать камни»).