Опубликовано на: Пт, Окт 28th, 2016

Призвание – растить детей

Поделиться этой
Теги

Прасковья Андроновна Ламбина в  пять лет осталась сиротой, и пришлось ей  скитаться по чужим дворам. В те годы деревенские своих сирот в детдома не отдавали, брали в няньки и так растили. Сиротка Прасковья  ночи проводила  у чужих люлек, кормила, пеленала, баюкала грудничков. Её ласковый  тоненький голосок успокаивал непослушных крох. Детишки подрастали, и девочку звали  в другой  дом. Не один десяток малышей подняла она на ноги. Роднее родных для них нянюшка  стала. Никого она не обижала, не ругала. Всех одинаково любила. Но годы шли, и девочка росла. К шестнадцати годам расцвела  как полевой цветок. В это время в село Казанское приехала семья Герасимовых, и их сын Николай приметил славную нянюшку. Молодые подружились. Паренёк  проворно сплёл избушку-саманушку, такую же,  какие стояли рядом. Место их поселения  в народе называли «Копаем».  В этот домик  и привёл он  Прасковью в качестве молодой жены. Здесь появились на свет их  дочери  Тамара и Люба. Но недолгим  было семейное счастье  сироты. Началась война, и супруг ушёл на фронт, а через два месяца погиб. Горькой вдовой осталась Прасковья и опять стала растить детишек, только теперь уже в детском саду. Дело привычное, ставшее в её жизни самым главным.

Прасковья Андроновна (справа) с дочерью Любой. 1961 год

Прасковья Андроновна (справа) с дочерью Любой. 1961 год

Дочери приходили к маме на работу и с большой охотой возились с детьми.  Поэтому вопрос, куда пойти работать, перед младшей Любашей даже не стоял. Она хотела, как мама, посвятить себя детям. И когда в  селе Ильинке освободилось место воспитателя,  восемнадцатилетняя Люба смело приняла там смешанную группу из тридцати детишек. Сама тут же поступила учиться заочно в Троицкое педагогическое училище. Молодая воспитательница удивительно быстро нашла подход к сердцам и душам ребятишек. Она стала для них и мамой, и сестрой, а ведь их было  немало. Только успевай, поворачивайся,  воспитатель. И Любовь Николаевна поворачивалась. Читала им  книги,  на экскурсии водила, вместе с воспитанниками  они собирали гербарии, что-то строили, лепили, мастерили.

Три года пролетели как один миг. Освободилось место в детском саду в райцентре, и Любовь Николаевна вернулась домой.  Её определили воспитателем в самую шумную и беспокойную группу. Мальчишки в ней лихо дрались друг с другом, девочки ссорились, не могли поделить кукол.  Условия в старом холодном и тесном детском саду провоцировали на подобное поведение. Все 24 ребёнка толклись в одной небольшой комнатке. В отгороженном тёмном уголке находился туалет с горшками и ведрами. Спать детей водили в соседнюю группу, где ставили раскладушки. Нелегко приходилось и  детям, и  воспитателям. Утешало одно – скоро должны были сдать в эксплуатацию  новое двухэтажное здание детского сада. Вот в таких условиях  начала свою работу в родном селе Любовь Николаевна, и начала она её с налаживания дисциплины  в группе. Она беседовала не только с детишками, но и с их родителями. Те вначале  не хотели верить, что их дети непослушные и умеют некрасиво ругаться, ведь дома они себя вели прилично. Сколько труда стоило молодой воспитательнице  переломить обстановку в группе.

Ирина Публичук – любимица  новоселезнёвских детей

Ирина Публичук – любимица
новоселезнёвских детей

– Я никогда ни на кого  не кричала,  – вспоминает Любовь Николаевна, – просто молча  и внимательно смотрела на нарушителя, слушала его объяснения, а потом предлагала спокойно постоять несколько минут рядом с моим столом.  Порой и просто прижимала  провинившегося  к себе, ласково чмокала в щёчку и давала в руки какую-нибудь игрушку. Тому непривычно было такое отношение, он глазёнки округлит и притихнет. Я всегда старалась их чем-то занять, заинтересовать, не давала времени на пустое шатание, не оставляла без внимания.

Постепенно микроклимат в группе стал меняться и совсем изменился, когда наконец все перешли в прекрасное новое здание детсада «Солнышко». Оно действительно походило на солнышко. Группы были просторными, светлыми, тёплыми. Стены расписаны радужными картинами из сказок. Отдельную комнату выделили под музыкальный зал. Детки оживились, воспитатели воспряли  духом. Вскоре Любовь Николаевна набрала свою первую основную группу трёхлеток более 30-ти человек. Их нужно было растить, воспитывать до самой школы. Первым делом Любовь Николаевна подружилась с родителями, узнала все особенности характеров их деток.  Родители  с удовольствием помогали воспитательнице: папы изготовили для кукол резную мебель, а мамы сшили им роскошные наряды. Что только не придумывала и сама воспитательница!  Какие чудные концерты, весёлые утренники готовились для родителей, ребятишки участвовали в общедетсадовских мероприятиях, даже выступали на  районной сцене.

Дети ещё и цветы выращивали, причём не только в группе, но и в клумбах на участке. Но за шумными играми и развлечениями не забывали и учение.  Воспитательница  развивала их речь, учила добрым словам и манерам,  они  лепили, конструировали, ходили на экскурсии. Зимой катались с горки.  Но самое основное – учились  читать и считать.  Недаром же учителя начальных классов Александра Герасимовна Звонарёва и Александра Константиновна Смеянова благодарили Любовь Николаевну за подготовку детей к школе.

Юля Публичук – продолжатель  семейной профессии

Юля Публичук – продолжатель
семейной профессии

Восемь выпусков (более двухсот малышей) выпорхнулj  из групп Любови Николаевны.  Долго-долго потом после школы приходили они в детсад, чтобы повидаться с любимой воспитательницей, поделиться новостями.

Удачно сложилась  у Любови Николаевны и личная жизнь. В  22 года вышла она  замуж за голубоглазого красавца Мишу Жолудева и подарила ему двух дочек – Ирину и Надежду. Дочки выросли,  и когда  возник вопрос о том, кем им быть, старшая Ира сразу и тв`рдо заявила: «Хочу, как мама и бабушка, растить детишек». Мечту свою она осуществила. Вернулась из Тюмени с  дипломом воспитателя и сейчас работает в Новоселезнёвском детском садике «Ивушка». И ещё как работает!  Ей, конечно же, есть с кого брать пример. Она не  понаслышке знает эффективные методы работы? поскольку росла в маминой группе.  Да и методы самой Ирины Михайловны  высоко ценят родители. Дети называют  её   самой любимой воспитательницей.  Внимательная, вежливая и приветливая Ирина Михайловна встречает по утрам своих малышей прямо у порога, берёт каждого за ручку и ведёт в группу. Для неё нет неталантливых деток. Все одинаково старательно учатся создавать «шедевры» творчества. В коридоре возле группы она постоянно выставляет их интересные поделки. Ребята зачастую удивляют даже родителей своими способностями и познаниями. Ирина Михайловна к своим ребятам относится с уважением и находит индивидуальный подход к каждому. Ирина Михайловна – человек творческий, она хорошо знает  психологию дошколят. В её характере сочетаются огромное трудолюбие и любовь к своей профессии. Приходя к маме в гости, она ведёт разговоры только о детях, хвалится, какие они у неё талантливые да красивые.

Её мама Любовь Николаевна ушла на пенсию, имея звания  «Ветеран труда» и «Отличник народного просвещения». Ирине Михайловне очень хочется быть на неё похожей. И кое-чем она уже похожа. К примеру тем, что у неё тоже две дочки – Аня и Юля. Если старшая выбрала профессию медика, то младшая Юля заявила, что хочет воспитывать деток, как прабабушка, бабушка и мама. Окончив институт с красным дипломом, она приняла в спорткомплексе г. Ногинска группу ребят от 4 до 6 лет, твёрдо пообещав сделать из них настоящих спортсменов с мировыми именами. И если судить  по результатам трудов её родственников, она своё слово сдержит.

Тамара Рагозина

с. Казанское

Фото из семейного архива Жолудевых

Об Авторе