Как появились рождественские персонажи Санта Клаус и Дед Мороз?

Реальный прототип сказочного пузатого старика Санта Клауса святитель Николай Чудотворец выглядел совсем не так. Он был весьма аскетичен и посвятил жизнь служению Богу, хотя детей тоже очень любил.
Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке от Рождества Христова и застал ещё эпоху последних крупных гонений на Церковь от императора Диоклетиана. Он был епископом в городе Миры в Ликии (современная Анталья в Турции).
До рукоположения Николай был достаточно зажиточным человеком, а перед принятием сана всё своё имущество он раздарил бедным, в основном детям-сиротам. Впоследствии он также много помогал сиротам и неимущим, тайно по ночам раздавая пожертвования. Однажды таким образом он спас от бесчестья трёх дочерей небогатого человека, закинув в окно их дома три мешочка с деньгами — чтобы у них появилось приданое и они могли достойно выйти замуж.
Позже на основе этих рассказов в Европе широко распространилось поверье о том, что святитель ежегодно тайно навещает детей, раздавая подарки. Со временем образ святого Николая в европейской культуре всё более фольклоризировался и «переселился» с юга Турции в Лапландию. Кроме того, Санта начал раздавать подарки не в день памяти Святого Николая (19 декабря по новому стилю), а позже — в ночь Рождества Христова.
К середине XIX столетия Санта Клаус в США, трудами местного учителя воскресной школы и одного известного карикатуриста, приобрёл оленей и свиту из эльфов, короткую красную шубу, солидное брюшко, красный нос и остроконечный колпак с помпоном, окончательно утратив связь со святым прообразом.
В России, в отличие от Запада, вообще было не принято отождествлять образ святителя и чудотворца Николая с Сантой. В русской культуре святитель навсегда остался в границах Церкви, где ему молились и благоговейно почитали.
Преподобный старец Варсонофий Оптинский советовал: «Мы должны ожидать подарков от Господа, особенно в двунадесятые праздники». От святителя Николая ожидают подарков те, кто ему молится и старается в своей жизни подражать святителю.
Поэтому в нашей стране ещё до революции, чтобы неблагоговейно не смешивать сказочных зимних персонажей с реальным святым Николаем, образ дарителя нашли в русской дохристианской культуре, позаимствовав из неё Деда Трескуна — устрашающего хозяина зимней стужи. Правда, обновлённый Дед Мороз выступил добрым персонажем. Седой и величественный старец приходил к рождественской ёлке в длиннополой шубе, боярской шапке и рукавицах, с посохом в руках и мешком подарков за спиной.
После революции, как и многие другие атрибуты семейного рождественского праздника, образ Деда Мороза был перенесён большевиками с Рождества на Новый год. Это было сделано, чтобы оставить народу традицию привычного зимнего праздника, заменив его содержание на светское и выхолостив из него глубокий религиозный смысл.
Благодаря этому Дед Мороз стал прочно ассоциироваться именно с Новым годом. Так повелось до сих пор. А в день Рождества Христова, после богослужения, православные в России сами дарят друг другу подарки, обходясь без сказочных героев.

Фото Светланы Суровцевой

Оставить комментарий

You must be Logged in to post comment.