Опубликовано на: Вт, Фев 11th, 2014

Стратегия успеха

Поделиться этой
Теги
редакция1

2005 год. Журналисты на планёрке
/Фото Анатолия ЗВОНАРЁВА/

Ретроспектива: газета 10 лет назад В 2003 году казанская районная газета «Наша жизнь» стала дипломантом и призёром в трёх профессиональных конкурсах: областных – «Впиши себя в историю Тюменской области» и «Сибирская глубинка – 2003» и Всероссийского журналистского – «Стратегия успеха». Понедельник. День, по пословице, тяжёлый. Но народ на работу подходит бодро: то и дело открывается входная дверь, слышится топот всходящих по крутой лестнице шагов, перестук каблуков в редакционном коридоре, приветствия, смех. Пройдёт полчаса, и журналисты соберутся на традиционную планёрку. Сегодня мы будем планировать новогодний номер газеты и праздничные выпуски радио- и телепрограммы. По опыту знаю, что генератором идей будет Олег Алексеевич Дребезгов. За его плечами почти три десятка лет работы в редакции нашей газеты, причём десять из них в должности редактора. А сегодня он возглавляет редакцию телепрограммы «Алабуга», но и в газете ведёт несколько тем. Этот неугомонный человек просто искрится и фонтанирует предложениями и идеями как фейерверк: – Давайте в газете сделаем комиксы о самых значительных и важных событиях этого года. С художником я переговорил – сегодня же придёт. Стихи под картинки напишем мы с Ермолаевичем. Александр Ермолаевич Панкрушев (он старше всех нас, но это азартный спортивный болельщик и обозреватель, заядлый шахматист, руководитель шахматного клуба и капитан спортивной команды редакции), слегка ошарашенный, тем не менее сразу соглашается. И сам предлагает новогодний калейдоскоп спортивных событий – и для газеты, и на радио, и на телевидение. Немедленно включается в разговор ответственный секретарь Таня Белова: – А если сделать в новогоднем номере подарок подписчикам – вкладыш-календарь на 2004 год, цветной, на белой плотной бумаге? Таня (Татьяна Александровна, как уважительно величает её Александр Ермолаевич, впрочем, он всех называет по имени-отчеству) – самый молодой сотрудник редакции. Ей всего-то 23 года. Но, несмотря на юный возраст, уже кое-что в жизни успела. Полтора года тому назад она с отличием закончила отделение журналистики ТГУ (её руководителем был сам Константин Яковлевич Лагунов), каждое лето работала на практике в нашей редакции (так что здесь её хорошо знали, любили и ждали) и даже с будущим мужем встретилась, выполняя редакционное задание. Без отрыва от учёбы написала и издала книжку, вышла замуж, родила чудесного сына и вот уже больше года успешно работает ответственным секретарём. Её идея находит горячую поддержку. Дребезгов добавляет, что неплохо было бы отметить в календаре, что будущий год юбилейный – исполняется 60 лет Тюменской области. Тамара Носкова предлагает сделать шуточные новости культуры, школьные новости и приколы глазами и устами детей. Надо сказать, что Тамара немало сделала для того, чтобы привлечь внимание молодёжи и подростков к районной газете. И регулярно выходящая в «Нашей жизни» страница «Ребячья республика», да и треть всех писем в газету – это корреспонденции школьников, причём не вымученные и заказные, а искренние, написанные по зову собственного сердца. А сейчас Тамара Евгеньевна (бывшая учительница русского языка и литературы из Омска, а ныне завотделом социальных проблем и организатор работы с молодёжью редакции газеты «Наша жизнь» и корреспондент телепрограммы «Алабуга») предлагает создать детскую телепрограмму или хотя бы десятиминутку в программе новостей района. И снова Олег Дребезгов: – Предложение интересное. Принимается. И ещё: можно в «Косу» (Казанский Отдел Сатирического Агентства) сделать материал «Ушла коза в огород». Год Козы уходит, а у нас в Казанском есть бабуля, которая до сих пор целое стадо коз пасёт по чужим огородам. Съездим, Паша всё сфотографирует. Для меня такие планёрки – как творческий тренинг – одно удовольствие. Они проходят в хорошем темпе, деловые предложения, обсуждение их и споры перемежаются остроумными замечаниями, беззлобными шутками, серьёзные речи – искренним смехом. Такие мозговые атаки, а попросту – планёрки, дают заряд бодрости и хорошего настроения на весь день, определяют стратегию и тактику работы. Причём я как главный редактор только ставлю задачу – и затем отбираю жемчужные зёрна из вороха идей, и уже вместе мы отшлифовываем их, вырабатываем детальный план. Так было и с конкурсами «Сибирская глубинка» и «Впиши себя в историю Тюменской области». Что касается конкурса «Стратегия успеха», объявленного журналом «Журналист», то здесь была подытожена работа редакции газеты за несколько лет. «Наша жизнь» стала призёром в номинации «Самый необычный приём в подписной кампании, обеспечивший рост числа подписчиков». И хотя нам приятна высокая оценка нашей работы, мы все считаем, что одним приёмом, пусть даже самым необычным, постоянного читателя не удержать. Поэтому мы в своей работе используем самые разные приёмы для привлечения новых читателей и подписчиков. А для того, чтобы газета стала необходимой и любимой, коллектив редакции работает под девизом: читатель – наш соавтор. Каждый житель района, подписчик и читатель имеет право и реальную возможность сказать своё слово в родной газете. А потому ни одно письмо, ни одно обращение лично или по телефону в редакцию газеты не остается без ответа. Абсолютное большинство писем публикуется. В каждом номере газеты обязательно есть либо подборка «Из писем в редакцию», либо присутствует одна из следующих рубрик: «Письмо в номер», «Сердитое письмо», «Тревожный сигнал», «Письма и комментарии», «Письмо позвало в дорогу», «Два письма на одну тему», «Мысли вслух», «Точка зрения», в редком номере газеты нет очень востребованной читателями рубрики «Ваш вопрос – наш ответ». Раз в два месяца выходит тематическая страница «Читатель», где размещаются разноплановые и самые интересные читательские письма, ежеквартально – «Ребячья республика», «Молодёжный перекресток», «Ветеран». Читатель доверяет своей газете, потому что уверен: его письмо, каким бы «неудобным» по содержанию оно ни было, не «затеряется» и не останется без ответа. Причём в лице редактора Нины Васильевны Никулиной, отдавшей любимому детищу почти двадцать лет своей жизни, все эти правдоискатели, непонятые и обиженные, или, наоборот, всем благодарные и всех любящие люди, находят горячего защитника, ходатая, участливого друга. И это доверие любимой газете – самый главный стимул для того, чтобы подписаться на неё. А потому тираж «Нашей жизни» год от года растёт, и сегодня он составляет без малого шесть тысяч экземпляров. Но и, кроме того, в периоды подписных кампаний проводятся конкурсы. Во-первых, традиционный – на лучшего распространителя – среди работников почты, и, во-вторых, конкурс на лучшую рекламу газеты. Последний конкурс разнообразится тем, что он объявляется то среди читателей газеты, то среди распространителей, то среди журналистов. И в его рамках бескрайний простор для творчества: частушки, стихи, байки, анекдоты, кроссворды, рисунки, фотографии – словом, всё, что только можно придумать для рекламы газеты. Здесь как нельзя кстати искрометный юмор и поэтический дар Олега Дребезгова, инициативность и творческий поиск Тамары Носковой, дополненные исполнительностью Павла Купцова, серьёзностью и прекрасным вкусом Татьяны Беловой, умением Александра Ермолаевича Панкрушева выразить поэтической строкой самую прозаическую мысль и добротой и скрупулезностью Нины Никулиной. К примеру, фотокор Купцов сам нового не придумает. Но, если перед ним поставят конкретную задачу, исполнит её с блеском. Чужую задумку (чаще всего Тамарину или Олега Алексеевича) он дополнит и доведёт до совершенства. Но может и до абсурда, если его вовремя не остановить. Например, как-то дал ему Дребезгов задание: сфотографировать местного батюшку на лоне природы (поскольку накануне Паша снял того в кабинете заведующего сель-хозотделом на фоне красной вывески «Редакция газеты «Заря коммунизма»). Так Павел, недолго думая, «увековечил» батюшку на фоне моря и пальм (фотообои в соседнем кабинете), для чего предварительно уговорил отца Евгения влезть на письменный стол – для лучшего ракурса. Зато какая великолепная реклама для газеты у него получается, когда он фотографирует то охотника в полном снаряжении, то очень грустную собаку, то трогательного потерявшегося телёнка, иллюстрируя ими следующие призывы: На охоту я с друзьями Как на крыльях полечу. Но любимую районку Я с собою захвачу: Будет в поле передых, Почитаем на троих! *** Я лежу себе в сторонке, Жизнь собачья без районки. *** Найдёт меня хозяин по портрету И снова выпишет районную газету! Или когда он сделал фотомонтаж с героями мультфильма «Трое из Простоквашино»: Житуха в Простоквашино «Нашей жизнью» скрашена. И читатели откликаются на эти призывы. В прошлом году, помню, до завершения подписной кампании оставалось всего пять дней, а до пятитысячного тиража нужно было набрать ещё почти 500 подписчиков. Что делать? Выручает смекалка и согласованность в действиях. Паша приносит фотографию, на которой запечатлён закутанный в шубы торговец с местного рынка, увлеченно читающий на морозе «Нашу жизнь». Мгновенно рождаются строки: Ох, морозец нынче крут! Тут и шубы не спасут. На районку подпишись: Душу греет «Наша жизнь». И срочно в номер! Возымел ли действие этот призыв или просто так получилось (но мы всё-таки льстим себя надеждой, что слово наше так отозвалось), но до Нового года подписалось ещё 727 человек! Так вот, в редакцию журнала «Журналист» и в жюри конкурса мы направили самые удачные, на наш взгляд, рекламные картинки, стихи, кроссворды. И стали дипломантами Всероссийского конкурса «Стратегия успеха». Название говорящее. Но, думается, наша стратегия – совместное творчество коллектива редакции и читателей газеты – оказалась верной. И для победы в конкурсе, и для признания читателей, да и во всей деятельности газеты «Наша жизнь», само название которой предполагает сотрудничество, соавторство, обоюдное доверие. И ещё мы считаем, коллектив, и особенно творческий, не должен самоуспокаиваться, довольствоваться достигнутым и «почивать на лаврах». Он должен развиваться, ставить перед собой и решать всё более трудные и новые задачи, самосовершенствоваться. Участие в творческих конкурсах в этом играет большую роль. В нашем небольшом коллективе гармонично сочетаются знания, опыт и душевная молодость журналистов с довольно солидным стажем работы в газете и юношеская инициативность, задор, жизненные силы новичков. Мы любим вместе работать и отдыхать. Уверена, у нас всё получится. (Материал опубликован в журнале «Сибирское богатство», № 8, 2003 г)