Опубликовано на: Пн, Фев 22nd, 2016

Наше новое кино, или Патриотизм не может быть слепым

Поделиться этой

Недавно нашим главой государства патриотизм был назван единственно приемлемой  национальной идеей общегосударственного масштаба.  Всевозможные ведомства тут же ответили на это готовностью поддержать патриотические начинания финансовыми вливаниями и грантами. И это хорошо! Родину любить надо.

Вот только как проявляется любовь? О предмете любви хочется узнать всё досконально, чтобы понять и принять – или наоборот, выводы каждый сделает для себя сам. Но без знания реалий истории, географии, веры, обычаев, особенностей менталитета людей, населяющих твою любимую страну, патриотизм рискует обратиться фанатизмом. Например, таким бестолковым и агрессивным, какой получился у некоторых наших соседей по планете.

Важное качество понастоящему стоящего кино – возможность посмотреть его вместе с детьми, отсутствие в нём «чернухи» и «порнухи». В наше время такие фильмы редки

Важное качество по настоящему стоящего кино – возможность посмотреть его вместе
с детьми, отсутствие в нём «чернухи» и «порнухи». В наше время такие фильмы редки

Один мудрый человек не так давно учил меня не идеализировать любую эпоху в жизни государства: везде были свои грехи и недостатки, из-за которых последующая эпоха и смогла сменить прежнюю.  Я с такой точкой зрения с удовольствием согласилась. Также не бывает и простых людей, и вождей без грешка за душой. Поэтому лично мне кажется близорукой, даже больше – слепой – позиция – виноватить в несчастьях народных посторонние силы: пятую колонну, масонов, заграницу, «откуда-то взявшихся» коррупционеров-чиновников. Были бы мы сами чисты идеально – были бы неуязвимы, никто бы нас не одолел. Только мой личный грех виноват в моих злоключениях. Где-то, значит, я выбрала не то, пошла по кривой дорожке, последовала за злом, а не за добром.

В связи с этим меня очень настораживает воскресшая в последние годы ностальгия моего любимого народа по… расстрелам. Слежу за публикациями в соцсетях: «Вернуть смертную казнь!», «Кто за то, чтобы взять на вооружение китайский опыт и казнить взяточников?», «Сталина на вас нет!» и так далее. Эти шокирующие заголовки набирают вообще-то десятки и сотни тысяч одобрительных голосов. «Класс» под такими воззваниями ставят домохозяйки, пенсионеры, труженики полей. Нормальные люди, россияне. Так неужели дальнейший путь нашей Родины и выход из кризиса – в настолько радикальных мерах? Не успели оправиться и отстроиться, как опять «разрушим до основанья, а затем…»?

По какому-то Божьему промыслу в последние годы на экраны нашей страны вышло сразу несколько замечательных, талантливых и пронзительных фильмов как раз о поиске правды через революции и братоубийственные конфликты. Я назову из них пятёрку, которая наиболее явно иллюстрирует то, о чём я здесь разглагольствую.

В конце 2014-го года на широком экране были показаны  два фильма, которые я назвала бы кинопредупреждениями для современников. Один из них – «Солнечный удар» Никиты Михалкова, снятый, как было заявлено, по мотивам бунинского одноимённого рассказа и его же  «Окаянных дней» (а по моему мнению, больше в фильме мотивов из «Солнца мёртвых» писателя Ивана Шмелёва, сын которого вполне мог быть одним из героев сюжета). В фильме показана произошедшая в 20-х годах 20-го века трагедия уничтожения добровольно сдавшейся русской армии (а это, как говорит беспристрастная история,  – тысячи красивых, благородных, любимых мамами и любящих Отчизну сыновей), уничтожения руками кучки изуверов во главе с коммунистом-венгром Белой Куном и «демоном революции» Розалией Залкинд, или Землячкой.  И препарировано сие  неисправимое уже ничем преступление через судьбу одного из пострадавших – обычного культурного и неплохого, но падкого на соблазны русского офицера, который всё-таки в самом конце смог-таки для себя ответить на тот вопрос, который мучал его и нас на протяжении фильма: «Как всё это случилось?».  Уже после, читая рецензии, я поразилась числу критиков на «затянутость» михалковского кино. Вот уж воистину клиповое мышление, не позволяющее ни книгу более или менее серьёзную дочесть, ни фильм посмотреть-подумать. Разучились мы  думать в погоне за непрестанно меняющимися картинками разномастных «шокирующих видео»...

Другой шедевр из 2014-го – сериал из 4-х частей «Бесы» режиссёра Владимира Хотиненко.Ну как написать об этом кино, не погружаясь в сюжет гениального произведения? Я, поклонница творчества Достоевского (которое, знаете ли, В. И. Ленин называл «морализирующей блевотиной»), при просмотре просто наслаждалась  созвучным мне режиссёрским  видением стержневой идеи  этого антибунтарского, антитеррористического, а поэтому и антикоммунистического произведения. Красивые и героического вида люди без внутреннего наполнения любовью и снисхождением становятся вместилищем бесов  –  духов века сего, обуянные завистью, гордостью, мыслями о самоубийстве и убийстве. Тут впору вспомнить, что русское слово «обуянный» имеет более понятный нам сегодня синоним «одержимый». А чертовски тогда,  в просвещённом 19-м веке, было популярным и массовым среди образованных людей обуяние внешне красивыми идеями свободы – равенства – братства, в коем  действуют все, конечно же, под личинами радетелей за благо народное. Ничего, что во имя этого блага убивают друзей – «предателей общего дела», планируют следующие убийства и сами в конце вымирают почти поголовно, что естественно для союзников дьявола – «человекоубийцы от начала» (по Библии). В конце погибают ну все абсолютно более или менее положительные персонажи, которые хоть как-то соприкоснулись с революционно-радиационной бесовщиной. А вот те, в ком души человечьей будто и не было (например, замечательно сыгранный – нельзя не влюбиться  –  Антоном Шагиным главный бес Верховенский), остаются на белом свете вершить и далее своё чёрное дело соблазнения. Скоро наступит их царство – XX век. На это намекает финал сериала (тут современный режиссёр как бы продолжил мысль писателя-классика), в котором верховный искуситель добирается до свеженькой, ангельской детской души. Погоня за душами продолжается, одним словом.

Что интересно, я совсем не заметила, что актёр, сыгравший жертву товарищей-«социалистов» Ивана Шатова в «Бесах» и главный герой новой постановки «Тихого Дона» 2015 года – один и тот же человек! Вот какой эффект достигается мастерством перевоплощения талантливого артиста. Евгений Ткачук – запомним это имя. В его лице родился новый Григорий Мелехов. Постойте плеваться и отворачиваться, поклонники «единственно верной» герасимовской постановки «Тихого Дона» пятидесятых! Я тоже до некоторых пор была в ваших рядах. Всю первую серию я лицезрела донскую вольницу  в прочтении Сергея Урсуляка  вполоборота: ну не бывает таких хрупких казачек, таких бледненьких казаков, и жаркая донщина здесь – будто типичный серенький среднерусский пейзаж, фу-у-у!..Что изменилось дальше? Почему мы всей семьёй, прильнув к экрану,  проглотили 14 серий за трое суток  (хвала Интернету)? Магия настоящего искусства, граждане. Сейчас я могу высказать лишь одно соображение: это кино, как, впрочем, и книга, крайне современны. И то, что на экране любят, целуются, режутся, поют и стреляют друг в друга не эпические плечистые казаки легенд, а такие же, как мы, серо-русые и обычные русские люди, действует ошеломляюще. Они забираются тебе в душу, эти древние архетипы выстрелянного когда-то практически сплошь казачества, и живут там, будто спрашивая: а ты бы сделал по совести, поступил по-казачьи, не предал бы царя-батюшку да Родину-матушку, променял бы вольну волюшку на новую житуху-долюшку? Лично мне не раз приходили на ум кадры из охваченного гражданской войной Донбасса, где по разные стороны – выросшие в одинаковых дворах и на одних компьютерных играх пареньки. И про них когда-то напишут книгу и снимут кино, вот увидите.  Я не помню, чем заканчивается «Тихий Дон» – надо перечитать. А в его киноварианте будущее, которое сегодня для нас уже стало прошлым, открыто, будто всем ветрам, на усмотрение. Ветрам и нам.

И недолгий документальный сериал «Романовы»(2013 год) очень полезен нашему обществу, а не только интересен и познавателен. На месте законодателей я бы повелела в обязательном порядке организовать его показ для каждого государственного служащего. Для исторического примера режиссёром выбран период правления лишь династии сначала царей, а потом императоров Романовых, но в её судьбе преломился  весь набор высоких подвигов и постыдных преступлений, побед и поражений из арсенала святого и грешного русского человека (да-да, притом что физически, по крови, династию составили в основном  гены немцев, датчан и англичан, вот так-то!). По какому-то волшебству иностранцы, пересаженные на русскую почву, горячо в эту землю влюблялись, наполнялись русским духом и приносили славу и приумножение нашей великой стране. От серии к серии мы видим, как при Романовых росла и укреплялась Россия. Потом многим её жителям это, видимо, надоело. Итог мы знаем.

О том, что произошло в итоге – «Необыкновенное путешествие Серафимы», славный, добрый, поистине боговдохновенный мультик отечественного производства. Он занял в прошлом году какое-то место на каком-то важном кинофестивале, завоевал на другом какую-то престижную награду, но вся эта суета неважна. Я советовала его уже стольким друзьям и знакомым, что сейчас не знаю, как и похвалить – выразительные слова совсем иссякли. Лишь предупрежу: не оставляйте перед экранами детей – смотрите это глубокое и вообще-то взрослое произведение  вместе с ними. Сострадайте, плачьте, отвечайте на вопросы, объясняйте им (а заодно и себе) смысл происходящего. И обязательно обрящете вы в нём необходимую именно вам толику доброты, любви и веры. Путешествие хорошо заканчивается, пасхально.

…Вот такой обзор получился. Эти фильмы были сняты не в общей струе патриотического вдохновения, которая, быть может, в ответ на государственный призыв  хлынет. И всё-таки всех их объединяет одно и то же крайне важное для любого патриота качество – нет, не стремление приукрашать и лакировать действительность – а правда.

 

Фото автора