Опубликовано на: Вт, Янв 20th, 2015

Зафрахтуйте мне машинку

Поделиться этой

В конце декабря  по крупным новостным агентствам нашей страны прошло сообщение о курьёзном случае, впрочем, едва не закончившемся трагедией. В Кемеровской области водитель такси, испугавшись штрафа в 3 тысячи рублей за перевозку ребёнка без детского автокресла, при приближении гаишников «высадил» юного пассажира прямо на ходу. Ребёнка спасло то, что он упал в снег, но уберечь горе-таксиста от заслуженного штрафа даже такая «мера предосторожности» не смогла.  

такс1Примечательно, но нигде не сообщалось, были ли какие-то ещё юридические последствия у столь шокирующего поступка водителя по отношению к доверившему ему свою жизнь пассажиру (тем более – беззащитному ребёнку!). Неужели автоперевозчик не несёт за неё никакой ответственности?  Собственно говоря, кто проконтролирует хотя бы психическое состояние водителя-таксиста, уровень его умения вождить машину, особенно если он… вообще по документам никакой не таксист? Кому претензии предъявить? По разным оценкам, только в столице нашего региона работает около 25 тысяч нелегальных такси. Соответственно, возникает важный вопрос о безопасности перевозки в них пассажиров (это и техническое состояние транспортных средств, и медицинское обследование водителей). Не говоря уже о недополучении дохода в бюджет, потому что никто не собирается официально регистрировать свой часто уже многолетний и успешный бизнес на перевозках… Одними из первых поднимают эти справедливые вопросы водители легальных служб такси, оказавшихся в ситуации конкуренции с «нелегалами».

Имеется ли какая-либо система контроля деятельности по перевозке пассажиров в такси,  и кто за это несёт ответственность?

Судя по словам начальника территориального отдела Роспотребнадзора Б.С. Жунубаевой, таксоперевозки регулируются правилами перевозки пассажиров и багажа легковым такси:

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации установлена  статьёй 9  Федерального закона от 21.04.2011 г. № 69-ФЗ. Необходимое условие – получение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. В нашем случае это администрация Казанского района. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси   выдаётся на срок не менее пяти лет.

Разрешение выдаётся на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. Этот документ должен находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира,  должностного лица уполномоченного органа или сотрудника ГИБДД. В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси   Федеральным законом  № 69-ФЗ установлено, что водитель такси должен иметь общий водительский стаж не менее трёх лет. Предприниматель, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязан обеспечивать техобслуживание и ремонт такси; проводить контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями  предрейсового медицинского осмотра.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации регламентируется «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Согласно этим правилам легковое такси – транспортное средство, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.

Фрахтователь – физическое или юридическое лицо, обязующееся  оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости  транспортных  средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов; фрахтовщик – юридическое лицо, принявшее на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости  транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключённого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси в устной форме или путём принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить фрахтователю номер заказа. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает заказчику местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа,  определяется в виде фиксированной суммы либо на основании тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и  времени пользования легковым такси, определёнными в соответствии с показаниями таксометра, если им оборудовано такси.

Фрахтовщик выдаёт пассажиру кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчётности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Квитанция на оплату пользования легковым такси должна включать в себя обязательные реквизиты, вроде наименования фрахтовщика, стоимости пользования легковым такси и другие.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарём оранжевого цвета, который устанавливается на крыше. На кузов легкового такси наносится композиция из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

На передней панели легкового такси справа от водителя по  требованиям «Правил» должна размещаться следующая информация:

а) наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль  за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)  за нарушение  оказания населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения оказания населению услуг,  предусмотрена административная ответственность   по ч.1 ст.14.4  в виде штрафа   в размере от десяти до двадцати тысяч рублей.

Контроль за соблюдением требований законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими разрешения на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в Казанском районе осуществляет отдел экономики и прогнозирования районной администрации.

По информации, полученной от сотрудников этого отдела, на сегодняшний день (данные от 01.12.2014 года) разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси получены только на 10 автомобилей. Службы, которым принадлежат  официально зарегистрированные такси, называются: «Любимое», «Алексей», «Домино», «Альянс». Все остальные перевозчики в районе работают нелегально.

Контроль за соблюдением требований обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам в процессе перевозки пассажиров поручен управлению ГИБДД УМВД России по Тюменской области. А кто контролирует самозванных извозчиков? Пожалуй, лишь их совесть, если она есть.

Поэтому, чтобы не поощрять деятельность нелегальных такси, контролирующие органы рекомендуют населению пользоваться услугами только официально зарегистрированных фрахтовщиков.

 

Акценты для читателя

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проёмы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Допускается провоз в такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

 

 

Рисунок автора