Опубликовано на: Вт, Янв 20th, 2015

От малого – к большому

Поделиться этой

В образовательных учреждениях Казанского района взят курс на развитие робототехники. Первые результаты уже естьВторой год команды  Казанской средней общеобразовательной школы  принимают участие в областной олимпиаде по робототехнике, а в ноябре 2014 года – девятиклассница Светлана Мамонтова, восьмиклассник Кирилл Демидов, преподаватель физики и математики Д.В. Матвиенко  в составе

л.п. Гребцова не только сама прекрасно разбирается  в робототехнике, но и учит старшеклассников

л.п. Гребцова не только сама прекрасно разбирается
в робототехнике, но и учит старшеклассников

команды от Тюменской области приняли участие во всемирной олимпиаде в Сочи. Учителя  Любовь Павловна Гребцова и Дмитрий Владимирович Матвиенко  за  вклад в  развитие  робототехники отмечены благодарностями департамента образования и науки Тюменской области.  В 2013 году директор Казанской школы О.А. Собянина  и учитель Л.П. Гребцова   были включены в состав делегации Тюменской области и прошли стажировку по внедрению образовательной робототехники в школах. Этот образовательный семинар состоялся  в Дании.

Робототехника – часть  программы

Так что же такое образовательная робототехника? Это направление, когда в учебном процессе соединяется воедино  конструирование  и программирование.  Губернатор Тюменской области  В.В. Якушев поставил  перед  работниками системы образования  задачу: «Сегодня области критически нужны инженерные кадры: математики, физики, химики».  И для её решения в Тюменской области  разработана  программа «Основные направления развития образования и науки на 2014 – 2016 годы». В рамках её реализации  работает проект «Школьный технопарк».  Он  способствует продвижению проектной и исследовательской деятельности обучающихся, развитию детского технического творчества и воспитанию личности, готовой к жизни в обществе. Поэтому  у  передовых руководителей системы образования  появилась мечта: в рамках внедрения новых информационных технологий  включить в образовательный процесс робототехнику. К сожалению, она пока активно внедряется только во внеурочную деятельность школьников (т.е. робототехникой дети занимаются после уроков)  и очень  редко используется на уроках.  Сделать её отдельным предметом нельзя, а вот включить  частично в какие-то дисциплины – почему бы и нет?   Например, конструирование на уроках физики. Для этого в школе должно быть достаточно наборов «Лего». Если в классе, к примеру, учится  24 человека, то должно быть как минимум  12 наборов – по одному на парту. Не всякая школа может позволить себе столь дорогое удовольствие: ценовые границы одного набора (а они бывают разной конфигурации) колеблются от 15 тысяч до  30 тысяч рублей.

собирать сложных роботов – занятие интересное

собирать сложных роботов – занятие интересное

Ещё робототехнику можно использовать  в  профориентации. Работа с роботами  способствует формированию технического мышления и развитию инженерно-технического творчества. Сейчас часто проводятся олимпиады по робототехнике.  Два года учащиеся  Казанской средней общеобразовательной школы  под руководством учителей физики Л.П. Гребцовой и Д.В. Матвиенко принимали участие в областной олимпиаде по робототехнике. В ноябре 2014 года  Кирилл Демидов, Светлана Мамонтова и их руководитель Д.В. Матвиенко  по приглашению организации «Молодые интеллектуалы России»  были включены  в команду ребят  и педагогов образовательных организаций Тюменской области для участия в первом  всероссийском фестивале робототехники и киберспорта и мероприятиях всемирной олимпиады по робототехнике (WRO2014). Всего в этой команде было 18 человек – представителей  Голышмановского, Казанского районов, а также Заводоуковска и Тюмени. Всего в WRO приняли участие 47 стран и около 400 команд, объединивших более тысячи детей, увлечённых робототехникой. В этом году на Олимпиаде было разыграно 24 комплекта наград. Ребята встретились с  российскими знаменитостями – политиками, артистами, космонавтами, познакомились с другими детьми, посмотрели роботов. Команда Тюменской области заняла первое место среди команд из 24-х регионов России и была названа «звёздной».

– В настоящее время мы готовимся к новым соревнованиям – кегльрингу. Задача наших роботов – выбить кегли определённого цвета. Соревнования состоятся в городе Тобольске, –  рассказала мне Светлана Мамонтова. Я побывала в Казанской школе на кружках по изучению робототехники которые проводят Л.П. Гребцова и Д.В. Матвиенко. Старшеклассники очень увлечёны этим занятием. Самое простейшее, что умеют их роботы,  – это двигаться по точно заданному квадрату, выбивать предметы за пределы круга мишени, танцевать вальс.

светлана мамонтова – лучшая.  именно поэтому она и побывала в сочи

светлана мамонтова – лучшая.
именно поэтому она и побывала в сочи

Школьники  проявляют огромный интерес к созданию роботов. Особенно увлекаются робототехникой  ребята, которые учатся в начальной  школе.  В  Казанской  средней  общеобразовательной  школе  в  рамках реализации внеурочной деятельности работает несколько групп. Девять  учителей  начальной школы в этом образовательном учреждении освоили робототехнику.  В Казанской школе для учащихся среднего звена работает 2 кружка. Несколько раз использовалась робототехника и для учащихся других школ района на стажировочной площадке. Ребята под руководством педагога с большим увлечением и  восторгом собирают  простейших роботов. Робототехника была продемонстрирована на районном  общественно-педагогическом  форуме  «Большая перемена» в прошлом учебном году. В настоящее время приобрели и активно её используют в Челюскинской школе. С детьми здесь занимается педагог С.В. Кремер. В 2015 году планируют начать работу по проекту  «Школьный технопарк» педагоги из Новоселезнёвской, Огнёвской  и Ильинской  школ.

Одни только плюсы

Робототехника  развивает детский ум. Есть ещё один безусловный плюс:  она объединяет ребят в коллектив. На соревнованиях и олимпиадах робота заставляет двигаться  вся команда. Но у каждого ребёнка задача своя, ведь мышление развито по-своему: один лучше программирует, другой – конструирует.  Но,  работая в команде, они учатся договариваться, усваивают  нормы коллективного общения.

В декабре 2014 года в центре развития детей состоялась выставка технического творчества, в которой приняли участие ученики  первых и вторых классов Казанской средней общеобразовательной школы. Выставка была пробной – пока только для малышей.  Ребятишки работали в группах, привезли для выставки своих замечательных роботов. Володя Богатырёв, например, из нескольких конструкторов «Лего»  смастерил машину, которая умеет перерабатывать мусор.

– Я видел, как ветром разносится мусор на свалках. Эта проблема меня  заинтересовала. Я  решил сконструировать специальную машину, –  рассказал Володя.

Получилось очень здорово! Вместо мусора Володя Богатырёв положил скомканный фантик от конфеты и показал весь путь переработки мусора от начала и до конца. Вот так  дети готовы применять  своих роботов  в жизни.

–  Конечно, в основном детские проекты носят элемент «игрушечности». Дети пытаются повторить уже созданное. Но иногда можно увидеть и интересные решения. В  школе № 40 города Тюмени  я видела  проект, сделанный детьми, для людей с ограниченными возможностями здоровья: автоматизированная трость, которая подаёт сигнал, когда перед ней появляются препятствия.

– Может быть, дети, занимающиеся робототехникой, в будущем реализуют идеи, востребованные в жизни, –  сказала мне заведующая методотделом отдела образования Казанского муниципального района Л.В. Кутырёва.

Вот так от самого малого (детских игрушек) дети движутся к осуществлению своих будущих взрослых идей.

 

Фото автора

Об Авторе