Опубликовано на: Вс, Авг 9th, 2015

Вахту несли достойно

Поделиться этой

Накануне Дня Военно-морского флота  решено рассказать о бывших моряках – активных членах районной ветеранской организации, уважаемых vmf_day (003)в районе людях, которые и спустя  60 с лишним лет гордятся своим званием моряка.

 

Корабль – гордость моряка

Моряк Тихоокеанского флота Михаил Рябов

Моряк Тихоокеанского флота
Михаил Рябов

Михаил Петрович  Рябов – ветеран  Тихоокеанского флота. Служил  он матросом с 1952 по 1956 год, был командиром отделения сигнальщиков. Родился 14 октября 1932 года в деревне Малые Ярки Казанского района.  Работал секретарём  парткома колхоза  «Светлый путь» и совхоза «Ильинский»,  председателем колхоза имени Черемнова, председателем Огнёвского сельского совета. Награждён советским орденом «Знак Почёта», медалями. В 2003 году получил звание «Почетный гражданин Казанского района».

– Михаил Петрович, традиционный вопрос: как у молодого деревенского парня появился интерес к морю?

– В то время при военкомате был военно-морской класс. Я часто его посещал, учил азбуку Морзе, увлекался другими интересными делами, много читал книг. К тому же в  народе  было  не просто почтительное, а восхищённое отношение к морякам.

 – Как начиналась Ваша служба?

– До Владивостока мы ехали 18 суток  в вагонах-теплушках. Кормили один раз в сутки. Штаб находился  в местечке  Вторая Речка. Все, кто служил на Тихом, это место знают.

Пароходом через залив  Петра Первого  доставили нас на Русский остров. Я попал в команду сигнальщиков. В команде было  тридцать человек, меня избрали комсомольским секретарём, помощником взводного командира.

– В чём заключалась работа сигнальщика на корабле?

– Сигнальщик обеспечивает связь. Есть фонари, флажки.  Есть комплект флагов расцвечивания, они утверждены международными правилами, каждый что-то обозначает. Например, флаг «А, ас»  обозначает: нет, не имею, не согласен. Я работал командиром отделения, в котором было 7 сигнальщиков. Когда корабль на ходу,  сигнальщик всегда рядом с  командным составом, может потребоваться  в любую минуту. Он должен замечать каждый объект, проплывающий за бортом. Днём проще, а ночью  –  только огоньки, приходится обмениваться позывными.

 – На каких  кораблях  Вы служили?

 – Моя служба начиналась на эскадренном миноносце «Верный». В кубрике размещалось 32 человека, койки в три яруса, в случае тревоги все валятся вниз, быстро одеваются и пробегают три пролёта трапа. Первоё время ноги  сбивали в кровь, потом привыкли. Кубрик – ниже ватерлинии, так что всё время под водой, никаких иллюминаторов, лампочка горела круглые сутки: днём – яркая, а ночью –  синяя, дежурная.

На этом корабле прослужил 6 месяцев,  потом  попал   на строящиеся корабли в Комсомольске-на-Амуре. Там меня направили  в спортивную команду, а заодно  назначили  старшим матросом строящегося корабля «Вызывающий». Корабль полторы сотни метров длиной, вес  – тысячи  тонн.   Я хорошо изучил и знал  все команды и действия после  них. Корабль – это гордость моряка.

 – А морская болезнь у  моряков  случалась?

– Не только  у моряков, но и у офицеров. Страдали даже те, кто несколько лет плавал.  Боковая волна ещё не так опасна, а вот килевая качка, когда корабль  идёт навстречу волне,  поднимается на гребень волны и тут же валится носом  в пустоту между волнами, как бы  зарывается в глубину, а  потом выныривает, изматывает  человека.  Его в это время выворачивает наизнанку, он после такой встряски  не может есть несколько дней.

 – Сколько лет служили в то время?

–  Я был  призван на пять лет, но потом срок службы сократили на год.

– Ваше впечатление от  службы?

– Нормальное впечатление, я жизнью был приучен  к трудностям. И в колхозе, и в училище,  и на заводе меня никто не спрашивал, могу я или не могу. Понимал слово «надо». Служба у меня получалась. Служить нравилось. Кормили хорошо.

– Что бы Вы хотели  пожелать   сегодняшним морякам?

– Гордо нести своё  звание, честно служить Родине, не прятаться за спины  сослуживцев и, если понадобиться, отдать другу последнюю тельняшку. А ещё ответственно  относиться к своему делу, не опускать руки и надёжно нести вахту, помня, что за тобой  – целая страна, любимый дом, родители.

Первоклассный сигнальщик

 

Николай Сауков до сих пор в душе моряк

Николай Сауков
до сих пор в душе моряк

Николай Платонович Сауков – ветеран  Тихоокеанского флота.  Служил он  матросом с 1955 года по 1961.  Родился  22 июля 1937 года в крестьянской семье, в  селе Кузино Казанского района. В 1952 году Н. Сауков  окончил   ремесленное  училище,  работал   на Петропавловском военном заводе имени Куйбышева  токарем. 

Осенью 1955 года Николай был призван  на службу, отправлен  на  Тихоокеанский флот, во Владивосток. Служил  на флагманском корабле. Был первоклассным сигнальщиком и на флотских соревнованиях занимал первые места. Службу военного моряка нёс  достойно.   Участвовал в дальних походах    по Японскому  и  Охотскому  морям, по   Тихому  океану. После демобилизации  работал монтажником на  алюминиевом  заводе, потом водителем, дальнобойщиком. Проживает в селе Казанском.

Н. Волоконцева,

председатель комиссии по СМИ

районного совета ветеранов 

Об Авторе